Kredit Inform
 
Ипотечное
кредитование
Подробная информация о ипотечных программах ведущих банков


Подробнее...


КРЕДИТОВАНИЕ
Кредитование бизнеса - актуальные новости, отраслевые обзоры, аналитика


подробнее...


Потребительский
кредит


АНАЛИТИКА

 

За последние пять лет доля железнодорожного транспорта в общем объеме лизинговых операций в стране выросла в 7 раз

В настоящее время самой масштабной отраслью лизинговой индустрии России является железнодорожный транспорт. В течение последних пяти лет его доля в общем объеме лизинговых операций в стране выросла в семь раз – с 3,06 до 21,4%. Объем данного бизнеса увеличился за год более чем вдвое – с $1691 млн до $3655 млн.

Люди в лизинг!

С тех пор, как мир открыл для себя механизмы кредитования, мы ушли далеко вперед. Научились давать в долг не только деньги, но и все, что душа пожелает: бытовую технику, одежду, машины, квартиры...людей.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ

 

Банки привлекают клиентов нетрадиционными методами

Несмотря на частичное сокращение количества розничных кредитов в структуре портфелей некоторых банков, большинство кредитных организаций не собирается отказываться от розничного кредитования. А многие даже вводят новые кредитные программы, пытаясь тем самым привлечь неохваченные еще категории клиентов.

Где кредит, там и страхование

Взаимодействие с банками не всегда приводит страховые компании к коммерческому успеху. Иногда вместо прибыли они подсчитывают убытки.


Kredit-Inform.ru! Финансово-брокерские услуги: (495) 589-5417


Поиск по сайту

Борьба лизинга за выживание

Перспективный рынок лизинговых услуг в Казахстане столкнулся на сегодняшний день с определенными трудностями, которые сдерживают его потенциал. Преодолевая препятствия, он может выйти на новый уровень развития.

Pынок финансового лизинга в Казахстане обладает на сегодняшний день большим потенциалом развития. «Рынок лизинга в Казахстане один из наиболее динамично развивающихся финансовых рынков, – говорит Асель Дыканбаева, начальник управления финансового лизинга БТА. – На протяжении последних пяти лет совокупный лизинговый портфель ежегодно рос в 1,5–2 раза. Такое развитие рынка обусловлено высокой степенью износа основных средств, развитием новых производств, бурным строительством, а также государственной поддержкой».

Специалисты компании «БРК-Лизинг» утверждают, что износ основных средств предприятий РК составляет 70–80%. В управлении финансового лизинга Банка ТуранАлем (БТА) приводят цифру в 32–36%, однако эксперты сходятся во мнении, что этот показатель очень велик, а ведь лизинг выступает в качестве одного из самых приемлемых способов обновления основных средств. Однако, имея большие возможности для роста, лизинговый рынок сталкивается с определенными трудностями. Особенно тяжелым стал нынешний год.

Мир меняется

Лизинг в нашей стране фактически начал развиваться с принятия закона «О финансовом лизинге» в 2000 году. В 2004?м рынок получил хороший стимул – лизинговые компании были освобождены от уплаты НДС при импорте некоторых видов товаров по договорам финансового лизинга, тогда же были сокращены и ограничения по срокам амортизации. Все это придало рынку лизинга динамичность. Начал меняться состав основных игроков и структура лизинговых сделок. Асель Дыканбаева отмечает: «До 2005 года основными операторами лизингового рынка выступали дочерние компании банков и государственные компании. За последние два года на рынке появились банки, лизинговые компании, входящие в состав торговых и финансово-промышленных групп, а также иностранные операторы. Появление новых игроков обусловлено развитием рынка, возможностью получения налоговых льгот, а также необходимостью развития новых каналов продаж (для продавцов основных средств)».

Изменилась и структура лизингополучателей. Изначально основными потребителями лизинговых услуг выступали компании малого бизнеса, что было вызвано невозможностью предоставления ими обеспечения по кредиту. Средние и крупные компании предпочитали пользоваться банковскими кредитами либо привлекать ресурсы на фондовом рынке. Более чем 60% всех лизинговых средств в 2006 году было сосредоточено в сегменте малого бизнеса.

Тем не менее в последние годы наблюдается интерес к лизингу со стороны среднего и крупного бизнеса в силу освоения установленных обеспеченных лимитов, а также наличия налоговых преимуществ.

Что касается отраслевой структуры лизингополучателей, то в последнее время заметна тенденция к росту спроса на лизинг со стороны, во-первых, промышленных компаний. Свою роль сыграли недропользователи, небольшие обрабатывающие компании, заводы по производству строительных материалов.

Во-вторых, значительную долю спроса на лизинг обеспечили строительные компании. В силу резкого роста цен на землю и в этой связи предпочтения вкладывать «живые» ресурсы в земельные активы все остальное строительные компании активно приобретают в лизинг. В 2006 году доля строительной техники и оборудования выросла вдвое в структуре предметов лизинга по сравнению с 2005?м и по разным оценкам составила 15–26,8%.

В крупных городах лизинг оказался востребован транспортниками – по сведениям «Эксперта Казахстан», немалая доля автобусов, работающих в Алматы, была приобретена в последние годы по лизинговым схемам.

Меняется и состав предметов лизинга. Основной спрос до 2004 года был заявлен на транспорт и сельскохозяйственную технику (в силу высокой мобильности и активного продвижения, а также высокого уровня накопленного износа). Сейчас также активно развивается рынок лизинга спецтехники, оборудования. «Можно говорить о следующих привлекательных отраслях для лизинга – железнодорожный транспорт, строительство, транспорт, металлургия, связь», – подтверждает г-жа Дыканбаева.

Откуда поступают предметы лизинга в Казахстан? Традиционно основными игроками выступали российские производители. Однако в последние годы отмечается активный рост спроса на китайскую технику и транспорт, а также увеличение спроса на оборудование производства стран ЕС и США. Россияне теряют позиции из-за ценовой и клиентской политики производителей: уменьшается количество сервис-центров, ежемесячно растут цены, российские производители все реже используют инструменты торгового финансирования. Кроме того, в Казахстане развивается «молодой» бизнес, незнакомый с российской техникой. Тем не менее пока россияне остаются лидерами в структуре производителей оборудования, передаваемого в лизинг, казахстанцы отстают от них почти в четыре раза. Но и у отечественных игроков есть свои конкурентные преимущества: возможность адаптировать свою технику под казахстанский спрос, готовность работать с различными финансовыми инструментами, низкие цены и короткие сроки поставки. Наконец, западные поставщики делают ставку на длинные сроки финансирования и возможность привлечения финансовых ресурсов страны производителя (экспортные кредитные агентства, кредиты поставщика и т.п.).

Еще одним свидетельством развития отечественного рынка лизинга стало появление новых схем. Если раньше у нас существовал только финансовый лизинг, то теперь некоторые компании предоставляют и так называемый операционный лизинг, который подразумевает не только финансирование стоимости основных фондов, но и комплекс различных услуг, направленных на обслуживание и поддержание в должном состоянии предмета лизинга.

Налоговое бремя…

Впрочем, нельзя говорить, что на рынке лизинга все замечательно. Среди узких мест, которые мешают (или могут помешать) развитию рынка, игроки называют прежде всего систему налогообложения и таможенного контроля.

Асель Дыканбаева выделяет несколько основных групп проблем, связанных с налогообложением. Первая связана со стандартным финансовым лизингом: вопросы смены лизингодателя, смены лизингополучателя и вопросы наступления страховых случаев. Налоговое законодательство не дает четкого понимания того, как надо себя вести в этих случаях. Например, при смене лизингополучателя, в случае его дефолта и передачи предмета лизинга во вторичный лизинг (другому лизингополучателю) вопросы налогообложения остаются открытыми. Как отмечал Айбар Ешкеев, заместитель председателя правления АО «Лизинг Групп»: «Когда клиент не может платить и возвращает предмет лизинга, лизингодатель должен платить 15% НДС, естественно, он зеркально перекладывает это на лизингополучателя, а у того уже дефолт. Таким образом, очень много проектов, которые могли быть переданы дальше во вторичный лизинг, простаивают».

Еще одна группа вопросов связана с возвратным лизингом в отношении оборудования, ранее введенного в эксплуатацию с уплатой НДС методом зачета. В силу структуры процесса по действующим правилам налогообложения на предмет лизинга в этом случае налагаются дополнительные налоговые санкции.

По мнению г-на Ешкеева, есть и еще одна проблема: «Сегодня, похоже, существуют различные представления целостности структуры предмета лизинга у лизинговых компаний и таможенных органов. То есть если оборудование в своих частях имеет генераторы, конвейерную линию, насосы и другие комплектующие, которые могут в дальнейшем использоваться в другом оборудовании, то НДС взимается за весь предмет лизинга. Таможенные органы делают это, видимо, для того, чтобы минимизировать риски недобросовестного использования льгот. Для минимизации выплат по НДС наши партнеры-отправители разбирают на месте погрузки предмет лизинга, выдают нам несколько кодов ТНВ, оформляют несколько мест на платформах. В результате такой схемы мы все-таки платим НДС, но не по всему комплексу оборудования, а только по его части. Однако для нас это рождает ряд трудностей – непонимание партнеров, рост транспортных издержек, ну и, конечно же, отсутствие льгот по НДС на отдельные комплектующие».

В ближайшие годы к этим проблемам может добавиться еще одна. Минувшим летом лизинговые компании получили извещение о планах госорганов отменить льготы по НДС для операций финансового лизинга.

 «Если льготы будут отменены, тогда привлекательность лизинга для инвесторов существенно снизится», – говорит генеральный директор ТОО «Синергия» Рахим Ошакбаев. Перспектива изменения правил игры обеспокоила участников рынка. Они обратились к премьер-министру республики Кариму Масимову, указав на опасность исчезновения лизинга как финансового института в Казахстане. Асель Дыканбаева считает, если «решение об отмене налоговых льгот все-таки будет принято, это очень негативно скажется на рынке лизинга и приведет его к объемам конца девяностых».

По заявлению Светланы Идрисовой, члена правления «Союз НЭП Атамекен», статьи, касающиеся отмены льгот по корпоративному налогу и НДС для лизинговых операций, благодаря работе союза исключены из нового законопроекта. Однако лизинговые компании все равно опасаются отмены льгот до 2010 года.

Не было бы счастья…

Пока лизинговые компании разбирались с деталями налогообложения, они столкнулись с еще одним непредвиденным фактором – пресловутым кризисом ликвидности в финансовом секторе. «Лизинговое финансирование касается в основном оборудования и техники, что в свою очередь связано с реализацией каких-то запланированных проектов, а эти проекты могут стать неперспективными в условиях кризиса. При таких обстоятельствах банки могут свернуть свой лизинговый бизнес или просто номинально оставить их на рынке», – объясняет Рахим Ошакбаев.

С проблемами столкнулись даже компании – «дочки» банков. Как отмечает Эрлан Каржаубаев, председатель правления АО «Халык-Лизинг», кризисная ситуация привела к тому, что на рынке наблюдается «приостановка рассмотрения проектов многими лизинговыми компаниями ввиду уменьшения возможности привлечения финансирования, а также проблемы с лизинговыми платежами у клиентов, так или иначе связанных со строительством. Структура оборудования, передаваемого в лизинг, не сильно изменилась – это практически все отрасли производства. Сейчас, по понятным причинам, наблюдается полное отсутствие заявок по строительному оборудованию, например, в начале года они составляли 60% всех заявок в нашей компании».

Строители стали менее платежеспособны и не могут себе позволить новые лизинговые сделки. Доходы лизинговых компаний упали в среднем по рынку на 10–13%. Впрочем, по объемам лизинговых сделок на рынке первое место занимает аграрный сектор, поэтому сокращение лизинга строительного оборудования в первую очередь ударило по компаниям, специализирующимся на клиентах из этого сектора, и в меньшей степени сказалось на доходах рынка в целом.

Тем не менее в компании находят выход из ситуации. «Объемы финансирования мы не сокращаем, но пересмотрели ценовую политику. Если раньше финансировали лизингополучателей по ставке вознаграждения 10–14% годовых, то сейчас можно говорить о ставках в районе 15–20%. Рост ставок вызван прежде всего повышением стоимости ресурсов как на внутренних, так и на внешних рынках фондирования», – говорит г-жа Дыканбаева.

Да и в целом на перспективы развития рынка лизинга смотрят скорее с оптимизмом.

«Учитывая перспективы развития рынка лизинга, его привлекательность для компаний как инструмента финансирования обновления основных фондов, думаю, что банки вряд ли откажутся от лизингового бизнеса, – рассказывает Асель Дыканбаева. – Безусловно, многим лизинговым операторам придется пересмотреть свою кредитную и ценовую политику, изыскивать новые источники фондирования, но спрос на лизинг по-прежнему будет диктовать дальнейшее развитие рынка». Эксперт отмечает, что лизинг, в отличие от многих кредитов, не имеет под собой спекулятивной основы и всегда базируется на реальных активах. Кроме того, предмет лизинга является собственностью лизингодателя и вероятность потери актива минимальна. Именно поэтому лизинговый портфель – один из наименее рискованных активов банков.

Как ни парадоксально, даже проблемы, с которыми столкнулся рынок, могут положительно повлиять на него. Если отмена льгот все же случится, это подтолкнет игроков к оптимизации своего бизнеса. Так происходило и на других рынках – в определенный момент от льгот государство переходило к повышению нормативов с целью сделать рынок более крепким и устойчивым. А нынешняя кризисная ситуация с фондированием заставит лизинговые компании диверсифицировать свой лизинговый портфель, сокращая долю строительного оборудования и больше работая с производственными и транспортными мощностями, искать источники средств, отличные от банковских займов. Даже если кому-то из компаний придется уйти с рынка (особенно «дочкам» банков), то другие смогут успешно приспособиться к новым условиям.


www.expert.ru

Другие материалы раздела

За последние пять лет доля железнодорожного транспорта в общем объеме лизинговых операций в стране выросла в 7 раз

В настоящее время самой масштабной отраслью лизинговой индустрии России является железнодорожный транспорт. В течение последних пяти лет его доля в общем объеме лизинговых операций в стране выросла в семь раз – с 3,06 до 21,4%. Объем данного бизнеса увеличился за год более чем вдвое – с $1691 млн до $3655 млн.

Люди в лизинг!

С тех пор, как мир открыл для себя механизмы кредитования, мы ушли далеко вперед. Научились давать в долг не только деньги, но и все, что душа пожелает: бытовую технику, одежду, машины, квартиры...людей.

Идеальный аудитор для лизинговых компаний

В декабре 2007 года аудиторская компания «Форос Аудит» завершила исследование образа аудитора и развитости рынка аудиторских услуг в среде российского лизинга.

Сливки самарского рынка лизинга достались москвичам

Самарский рынок лизинга в 2007 г. значительно увеличился в объемах, так как сформировался стабильный спрос и круг клиентов. Начинается стадия активной конкуренции, в основном по цене кредитных продуктов, в которой побеждают федеральные компании.

Вендоры предлагают лизинг

Во всем мире компании перестают покупать ИТ-оборудование в собственность. Развитие научно-технического прогресса идет настолько быстрыми темпами, что любое оборудование слишком быстро морально устаревает и теряет свою первоначальную стоимость — ее приобретение становится невыгодным вложением средств.

По лизингу алтайские предприятия приобрели с начала года 298 ед. техники

В Алтайском крае с каждым годом растет активность лизингополучателей. В этом году дополнительно выделено 100 млн рублей на увеличение уставного капитала лизингового фонда, что позволит еще ряду предприятий уже в ближайшее время приобрести новую технику.

По итогам 2007 года объем российского рынка лизинга может увеличиться более чем в три раза

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования рынка лизинга за январь-сентябрь месяцев 2007 года. «Объем российского рынка лизинга по итогам года может увеличиться более чем в 3 раза.

Кредит и порядок

Владимир Бошляков: "Наверное, пришла пора обратиться к канадскому опыту…"

Лизинг – привилегия не для граждан

В настоящее время в России быстрыми темпами развивается система кредитования частных лиц. Наряду с этим возрастает и интерес населения к другим кредитным банковским продуктам. Сегодня очень много вопросов возникает относительно такого финансового инструмента, как лизинг – в частности интересуются, применим ли он при кредитовании физических лиц?

Тракторы сохранили прописку

Концерн «Тракторные заводы» заморозил перенос мощностей Онежского тракторного завода (ОТЗ) на новую площадку. Такое решение в концерне объяснили возросшим спросом на продукцию предприятия. Одной из причин этого стало появление возможности приобретения техники в лизинг и использование кредитных схем.

В 2007 году алтайские хозяйства приобрели максимальное количество техники

Хозяйства Алтайского края в общей сложности за 2007 год по программе "Техническое перевооружение села" приобрели техники более чем на 3,5 млрд руб. Как сообщили в пресс-службе Главного управления сельского хозяйства (ГУСХ), эта сумма является самой значительной по сравнению с предыдущими годами.

Ассоциация "Рослизинг" исследовала современное состояние проблемы возмещения НДС в области финансового лизинга

Результаты показали, что ситуация с возмещением НДС стабилизируется, но отстаивать свои права лизинговая компания все так же должна через суд.

Лизинг: он какой?

Понятие «лизинг» пришло в современный русский язык не более десяти лет назад. Однако многие уже людей вполне понимают значение и применение этого финансового инструмента. Наиболее просвещённые даже знают о существовании различных видов лизинга.

Страхование строительной техники, передаваемой в лизинг

Строительные предприятия и организации в России все чаще пользуются услугами многочисленных и активно развивающихся лизинговых компаний и берут в лизинг сложную и дорогостоящую технику и оборудование.

2007-й год может стать самым успешным для российского рынка лизинга

Российская ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг" подвела итоги развития отечественного рынка лизинга за первое полугодие 2007 года. Эксперты предполагают, что 2007 год в случае подобной динамики роста и во втором полугодии может оказаться самым успешным для российского рынка лизингового бизнеса за всю его историю.

Самолеты в прокат

С 1 января 2008 года схема авиационного лизинга в России должна измениться. Процентная ставка по кредитам снизится с 10% до мирового уровня 3-5%. Разницу государство будет компенсировать лизинговым компаниям.

У тюменского лизинга светлое будущее

Тюменский рынок лизинга, впрочем, как и российский в целом, растет довольно быстрыми темпами. За последние пять лет объем ежегодно заключаемых договоров лизинга по стране увеличился в восемь раз, а среднегодовой рост рынка составил порядка 45%.

Рынок лизинга встал на рельсы

Реформа железнодорожной отрасли, проводимая ОАО "РЖД" и направленная на рост числа частных компаний-перевозчиков, обусловила в последние несколько лет активное развитие на российском лизинговом рынке сегмента лизинга железнодорожной техники, что стимулирует и моральный износ подвижного состава.

Лизинг персонала и аутстаффинг: две стороны одной медали

Наверно мало кто знает, но в лизинг брать можно не только автомобили, спецтехнику и недвижимость, но и живых людей. Аренда персонала имеет целый ряд преимуществ по сравнению с классическим наймом сотрудников. Мы попытались выяснить специфику столь нетрадиционного решения кадровой проблемы в Нижнем Новгороде.

Лизинг поможет обзавестись недвижимостью и оборудованием

Расширение предприятия ­ головная боль малого бизнеса. Большим компаниям «пробить» кредит на покупку оборудования бывает довольно сложно, а для «малышей» ­ и подавно. Ведь у них, как правило, нет дорогого имущества, которое можно представить банку в качестве залога. В такой ситуации может помочь лизинг.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

КМБ-ЛИЗИНГ — компания, специализирующаяся на лизинге
оборудования и транспортных средств
предприятиям малого и среднего
бизнеса в России

Группа Компаний Рольф Крупнейший на российском рынке импортер и продавец автомобилей иностранных марок.

Продажа автомобилей в автосалонах Москвы
Официальный дилер заводов ВАЗ,
ГАЗ, УАЗ, Daewoo, KIA,
Hyundai, Renault, Ford,
Chery, SsangYong, Fiat,
Sens, Yuejin.

Автосалон «Ростокино-Лада» -
один из лидеров продаж
автомобилей «ЛАДА»
в Московском регионе.

Кредитование частных лиц и организаций
Банк Москвы — универсальное финансово-кредитное учреждение, предоставляющее полный пакет банковских услуг.

Rambler's Top100
© 2006-08 Информационный портал Kredit-Inform.ru