Kredit Inform
 
Ипотечное
кредитование
Подробная информация о ипотечных программах ведущих банков


Подробнее...


КРЕДИТОВАНИЕ
Кредитование бизнеса - актуальные новости, отраслевые обзоры, аналитика


подробнее...


Потребительский
кредит


АНАЛИТИКА

 

За последние пять лет доля железнодорожного транспорта в общем объеме лизинговых операций в стране выросла в 7 раз

В настоящее время самой масштабной отраслью лизинговой индустрии России является железнодорожный транспорт. В течение последних пяти лет его доля в общем объеме лизинговых операций в стране выросла в семь раз – с 3,06 до 21,4%. Объем данного бизнеса увеличился за год более чем вдвое – с $1691 млн до $3655 млн.

Люди в лизинг!

С тех пор, как мир открыл для себя механизмы кредитования, мы ушли далеко вперед. Научились давать в долг не только деньги, но и все, что душа пожелает: бытовую технику, одежду, машины, квартиры...людей.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ

 

Банки привлекают клиентов нетрадиционными методами

Несмотря на частичное сокращение количества розничных кредитов в структуре портфелей некоторых банков, большинство кредитных организаций не собирается отказываться от розничного кредитования. А многие даже вводят новые кредитные программы, пытаясь тем самым привлечь неохваченные еще категории клиентов.

Где кредит, там и страхование

Взаимодействие с банками не всегда приводит страховые компании к коммерческому успеху. Иногда вместо прибыли они подсчитывают убытки.


Kredit-Inform.ru! Финансово-брокерские услуги: (495) 589-5417


Поиск по сайту

Риски кредитования малого бизнеса

Потенциальная потребность малого бизнеса в кредитах оценивается в $7 млрд. — весьма перспективное поле деятельности для банков, прежде всего малых и средних. И в последнее время они все активнее осваивают эту нишу. По данным ассоциации "Россия", в регионах именно малые и средние банки кредитуют малый бизнес, удовлетворяя до 85% заявок на кредиты. Среди проблем, сдерживающих развитие этого направления, следует прежде всего выделить две — слабость ресурсной базы и неотработанность методики оценки рисков кредитования малого бизнеса.

Первую из них, вероятно, не решить без целенаправленной поддержки государства — как на федеральном, так и на региональном уровнях. Об имеющемся здесь потенциале можно судить по таким, например, фактам. Федеральный фонд поддержки малого бизнеса в прошлом году распределил среди предприятий лишь 20 млн. рублей. В то же время общая сумма кредитов, выданных из фонда, учрежденного ЕБРР, в начале текущего года превысила 1 млрд. рублей. Проявляют активность и другие иностранные инвесторы, что неудивительно — процентные ставки в России в разы выше, чем на Западе, и вполне компенсируют повышенный риск работы с российскими заемщиками.

Не секрет, стремясь обезопасить себя, коммерческие банки подчас закладывают повышенный процент, дабы компенсировать возможные потери от невозврата ссуды. Так что одним из главных условий расширения кредитной деятельности банков в сфере малого бизнеса остается снижение рисков.

Повышенную процентную ставку вполне можно доводить до среднерыночной (и даже ниже) за счет погашения части процентов из фондов поддержки малого бизнеса. К сожалению, ни федеральный, ни региональные бюджеты не предусматривают целевых средств на такой процесс. Но на практике уже есть наглядные примеры совместной работы местных администраций и банков в этой области. Все чаще помощь региональных властей малому бизнесу оказывается в адресном порядке, когда в первую очередь помогают предприятиям, работающим в приоритетных и социально-значимых сферах региональной экономики. Во многих регионах уже осознали, что развитие малого предпринимательства помогает решить как минимум две серьезные задачи: занять население и обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет. Кстати, в странах Евросоюза целевые государственные субсидии малым предприятиям давно и широко используются.

Сегодня ЦБ не только выделил практику кредитования малого бизнеса в число приоритетных направлений денежно-кредитной политики, но и подготовил для банков конкретные рекомендации — ведь до сих пор многие коммерческие банки разрабатывали методики работы с "малыми" заемщиками на свой страх и риск. Впрочем, анализ таких методик показывает, что в них много общего, хотя есть и различия.

Оценку финансового состояния клиента банки проводят на основании его официальной отчетности, скорректированной с учетом реальной деятельности. В процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления в бизнесе клиента; история его развития; форма и структура собственности; уровень организации управления; зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков; перечень основных конкурентов; дебиторская и кредиторская задолженности; уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и др.

В целом практически все методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом:

-не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;
-определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;
-учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;
-учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;
-оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно -следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения ссуды.

Наряду с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика. Проблема формирования и учета кредитных историй выходит сегодня на первый план, тем более что доля стабильно работающих малых предприятий весьма существенно различается по регионам. Поскольку заемщик ищет наиболее приемлемые условия ссуды, в его "досье" часто несколько банков-кредиторов. И порой информация заемщика о банках полнее, нежели сведения кредитной организации о потенциальных и действительных клиентах.

В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю клиента, начиная работу с ним с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму и срок. Если одновременно с этим "хороший" заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, малое предприятие будет "привязано" к своему банку.

Уже сегодня кредитные отделы некоторых банков проводят анализ финансового состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды брал раньше, как обслуживал и погашал долг, возникали ли конфликтные ситуации — все это ложится в основу объективной кредитной истории, выходящей за масштабы отношений с единственным банком.

Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

Интересен в этом отношении опыт бельгийских банков, кредитующих малый бизнес. Там участие специалистов не ограничивается определением потребности заемщика в финансовых ресурсах, они консультируют предприятие на всех этапах использования ссуды. Более того, если у должника возникают финансовые проблемы, банк дает ему рекомендации по выходу из кризиса. И это вовсе не "благотворительность" — помогая заемщику, банк не только гарантирует возврат средств, но и сохраняет клиента.

Что касается нашей страны, то методология работы банковского сектора с малым бизнесом пока лишь формируется. Так, подготовлен проект инструкции Банка России "О порядке формирования и использования резервов на возможные потери по кредитным требованиям", цель которой — помочь коммерческим банкам снизить кредитные риски, базируясь на более точной оценке финансового состояния потенциальных заемщиков.

В качестве основных критериев при определении финансового состояния заемщика определены показатели финансового результата, ликвидности, деловой активности, сведения о движении денежных потоков, характерные условия производственной деятельности (отраслевой признак, сезонный фактор) и другие. Рекомендовано также создание четырех видов резервов:

-на возможные потери по кредитным требованиям;
-специальный;
-по портфелю однородных кредитных требований;
-общий — на возможные потери.

Вид резерва определяется исходя из оценки кредитного риска, а его величина основывается на финансовом состоянии заемщика и качестве обслуживания долга.

Характерно, что при оценке риска по кредитным требованиям не учитывается уровень их обеспеченности. Таким образом, многим малым предприятиям, стабильно работающим, но не имеющим высоколиквидного залога, получить кредит теперь будет много проще. Однако "начинающих" (в том числе и тех, кто может предоставить обеспечение) такой подход вряд ли устроит.

Нельзя забывать и о том, что в сфере малого бизнеса как нигде требуется дифференцированный подход к оценке кредитоспособности. Если торговой фирме кредит нужен, как правило, для пополнения оборотных средств, то производственной или строительной — на развитие или реализацию достаточно долгосрочного проекта. Есть и многопрофильные малые предприятия.

Учитывая эти особенности, инструкция предусматривает создание специального резерва по портфелю однородных требований (незначительных по объему), размер которого банк вправе определять самостоятельно — на основе мотивированного суждения о достаточности резерва для покрытия потерь.


www.bdm.ru

Другие материалы раздела

Путеводитель по источникам финансов

Главная проблема, с которой сталкивается малый бизнес, - недостаток ресурсов для развития дела. Отечественный рынок капитала, с одной стороны, позволяет фирмам использовать разные источники финансирования. Но с другой - вопрос о том, как выбрать наиболее подходящий из них, остается открытым.

Малому бизнесу угрожают две опасности

28 марта в ТПП РФ прошел брифинг вице-президента ТПП Сергея Катырина на тему «Малый бизнес в опасности?!».

Кредитные перспективы малого бизнеса

В одном из последних социологических исследований 53 процента опрошенных представителей малого и среднего бизнеса назвали проблему банковского кредитования главной для себя в настоящее время. Как снизить накал «кредитных страстей», обсуждали банкиры и чиновники в ходе прошедшего недавно заседания круглого стола.

Какой кредит выбрать

Коммерческий банк может предложить компании–клиенту целый набор кредитных продуктов. Причем в каждой конкретной ситуации эффективен вполне определенный вид кредита. Так что же выбрать?

Секреты получения кредита

У любой компании время от времени возникает потребность в получении банковского кредита. Каким образом банки определяют - предоставить компании кредит или нет? Как сделать так, чтобы банк счел вас надежным заемщиком? Как получить кредит наиболее эффективно?

Банки пошли в малый бизнес

В поисках доходных инструментов банки обратили внимание на рынок кредитования малого бизнеса. Многие из них разрабатывают специальные программы, рассчитанные на привлечение некрупных заемщиков.

Где и как нужно брать бизнес-кредиты?

Поиск денег для начала своего, пусть небольшого, дела - проблема, с которой сталкивается почти любой начинающий предприниматель. Честный человек в России для получения стартового капитала использует родственников, знакомых и друзей - он просто одалживает у них необходимые средства. Но вот бизнес стартовал и даже приносит прибыль, однако трудности с наличностью не исчезают: нужно пополнять оборотные средства, покупать оборудование, товары и т. д.

Погоня за равновесием

Предложение на рынке банковских займов для среднего бизнеса все активнее догоняет спрос. Во многом это заслуга московских кредитных организаций, "разогревших" этот сектор.

Изменения в сфере кредитования бизнеса

В нынешнем году не случилось ничего такого, что с полным основанием можно было бы назвать прорывом в сфере кредитования малого и среднего бизнеса. И все же кредитный климат постепенно смягчается — результат, который, за неимением лучшего, остается признать позитивным.

Малому бизнесу - большие деньги

Минэкономразвития предлагает бороться с поборами и помогать предпринимателям брать банковские кредиты, чтобы в России вырос настоящий средний класс. Предприниматели радуются предложениям чиновников, но говорят, что их проблемы в другом...

Сбербанка не хватает

Отстраненность Сбербанка от кредитования сельхозподворий в рамках аграрного нацпроекта вызвала недовольство первого вице-премьера Дмитрия Медведева. До сих пор взоры государства в этом проекте падали на Россельхозбанк, который спешно выполнял все поручения...

Заем по интернету

Если в деле дистанционного кредитования физлиц еще достаточно много законодательных и технических проблем, то юрлица уже давно пользуются всеми прелестями онлайнового банковского обслуживания - с помощью систем типа "Клиент-банк".

1

Банк Русский Стандарт
динамично развивающийся
независимый финансовый институт
высокой степени надежности,
предлагающий услуги мирового уровня

ОАО АКБ «АВАНГАРД» — универсальный
коммерческий банк,
оказывающий все виды
банковских услуг.

Основными направлениями
деятельности Московской
лизинговой компании

являются лизинг оборудования и
лизинг автотранспортных
средств

Лучшая лизинговая
компания России!
Europlan - лидирующая
независимая лизинговая компания с
иностранным капиталом

Кредитование частных лиц и организаций
Банк Москвы — универсальное финансово-кредитное учреждение, предоставляющее полный пакет банковских услуг.

Rambler's Top100
© 2006-08 Информационный портал Kredit-Inform.ru