С момента поступления на работу сотрудник вступает в трудовые отношения с работодателем. Разумеется, там, где работают люди, не исключены конфликты. Как правило, камнем преткновения становится трудовое законодательство. Сегодня все чаще возникают трудовые споры в силу нарастающей правовой грамотности людей, а также более четкая роль социального партнерства и увеличение контроля со стороны государства привели к тому, что доля трудовых споров в общем числе судебных дел резко возросла. Выросла и сумма назначаемых штрафов.
Из-за чего же возникают трудовые споры ? Как правило, самым популярным поводом для этого является нарушение Трудового кодекса. Так получилось, что он сформулирован с учетом интересов скорее работодателя, чем работника. Зато если последний обратится в суд за защитой своих прав, то, как правило, побеждают его интересы.
Самые популярные поводы для возникновения трудовых споров - это незаконные увольнения, задержки зарплаты на длительный срок или же безосновательный отказ в приеме на работу. Не говоря уже о насильственном снижении заработной платы или отказе в выплате пособий разного рода. Кроме того, есть еще такое очаровательное нарушение, как насильственная отправка в неоплачиваемые отпуска. Очень часто возникает ситуация, когда в случае конфликта выбор перед работником встает простой - увольнение Как правило, мало кто решается протестовать в этом случае, боясь репрессий или увольнения. А зря. Обращение в суд даст возможность не только защитить свои интересы и получить причитающиеся деньги, но и послужит примером для многих сомневающихся в своем праве отстаивать собственную позицию.
Трудовые споры можно разделить на два типа. Индивидуальные трудовые споры - это столкновения между работодателем и одним работником (или бывшим работником). Как правило, возникает оно в ходе нарушения норм трудового права в отношении одной из сторон. Коллективный же трудовой спор может вспыхнуть на каждом из этапов трудовых отношений - от приема на работу до увольнения и периода после него. Предметом спора вполне могут стать изменение условий труда и коллективных договоров, соглашений.
Как и другие юридические процессы, трудовой спор гораздо успешнее завершится в случае участия в нем профессионального юриста, знающего, какие норма права приемлемы в данном случае и какие доказательства нужны. К сожалению, часто работники готовы терпеть до упора и не жаловаться на происходящее в компании, опасаясь, что может пострадать их трудовая репутация или зарплата. Но если работодатель в принципе дозволил нарушение закона, чего от него еще ждать? Опять же обращение в суд может принести свои плоды. Как минимум, в случае с неоплачиваемым отпуском работодателя заставят признать сокращение объема работ и выплатить положенное пособие. Если дело дойдет до увольнения, то сделать это придется по статье сокращения штатов и опять же выплатить пятикратный оклад - по закону. Таким образом, работник, не побоявшийся обратиться в суд, получит в итоге больше, чем ничего, которое выходило бы из нежелания связываться с судебными процессами.
К слову, решение трудовых споров для работника проводится бесплатно - даже госпошлина в этих делах не взыскивается. К тому же трудовые споры не позволят работодателю избавиться от неугодного работника - а значит, даже если решение будет не в его пользу, то он ничего не теряет. А что это решение будет не в пользу работника, еще совсем не гарантировано. Чаще скорее наоборот. И это еще не считая материальных выгод вроде штрафов, пени за невыплату заработной платы и прочих положенных сумм.
Так или иначе, а в случае возникновений любого рода трудовых споров разумно обратиться к опытному юристу за консультацией - и не откладывая, потому что по некоторым видам трудовых споров сроки исковой давности весьма невелики. Так что если нет желания проиграть все не начав, стоит как можно раньше обратиться к специалисту. Как минимум это будет досудебное урегулирование вопроса, как максимум - возможность выиграть суд и получить моральное и правовое удовлетворение.
Вообще невеликое количество трудовых споров (по сравнению с другого рода исками) обусловлено не низким уровнем законодательства по этой теме и уж точно не отсутствием конфликтов. Скорее тут либо элементарное нежелание работников связываться с долгим и трудным путем отстаивания своих интересов. Но практика показывает, что чаще всего в трудовых спорах закон принимает все же сторону пострадавших - то есть работников. А значит, защищать свои интересы нужно.
Благодарим Вас за посещение нашего сайта, Мы всегда рады помочь Вам!
|