«Сибирская Лизинговая Компания» — крупнейший игрок в сегменте лизинга, причем как по сибирским, так и по российским меркам. Недавно компания объявила впечатляющие результаты своей деятельности. Так, по итогам девяти месяцев 2007 года объем доходов компании в 3,5 раза превысил аналогичные показатели прошлого года, а лизинговый портфель по сравнению с 2006-м увеличился на 125%, то есть более чем в два раза. О том, как компании удалось добиться таких результатов и какую планку «Сибирская Лизинговая Компания» готова преодолеть в дальнейшем, мы поговорили с генеральным директором ДМИТРИЕМ МАЛАХОВЫМ.
— Дмитрий Олегович, расскажите, пожалуйста, немного об истории вашей компании?
— Она создана в 1996 году. Мы не были первой лизинговой компанией в России, но как классический лизингодатель со всеми его атрибутами, мы, конечно, были в числе пионеров. Тогда немногие могли по праву считаться лизинговыми компаниями, многие имели в своем названии слово «лизинг«, но занимались чаще всего торговлей основными средствами. Уже на этапе становления деятельности у нас прошли крупные сделки: при нашем участии уполномоченной фирме Алтайского края было поставлено 20 комбайнов Dominator, а для комитета по транспорту мэрии Новосибирска — 50 автобусов ПАЗ-3205. Компания всегда развивалась достаточно бурными темпами, после двух лет работы каждый год наш портфель увеличивался в разы. В 2002 году для того, чтобы активно развивать автолизинг, мы создали «СЛК-авто».
— А как развивается ваш бизнес сейчас, какие направления пользуются спросом на рынке лизинговых услуг?
— По ряду позиций мы являемся крупнейшей компанией в России. По итогам прошлого года мы были лидерами в лизинге торгового оборудования, в разы обогнав ближайших конкурентов. Это было связано с активностью торговли в Сибирском регионе. Сейчас лидерами в нашей отрасли является лизинг транспорта — как грузового, так и легкового, — спецтехники, строительного оборудования и дорожно-строительных машин. Доля строительной техники в нашем портфеле выросла в этом году более чем в три раза.
— Вы говорите, что торговое оборудование активно развивалось в 2006 году, почему же сейчас этот сегмент не так популярен и на первый план выходят спецтехника, транспорт и дорожное оборудование?
— Любой сегмент лизинга имеет цикличное развитие, развитие рынка торгового оборудования связано с вводом тех или иных торговых площадей. Рынок торгового оборудования активно рос в 2005–2006 годах, когда открывались сибирские магазины типа «Быстронома» и «Гиганта». В конце 2007-го — 2008 году подобные проекты будут вводиться в эксплуатацию, поэтому всплеск новой активности в этом сегменте не за горами. У нас уже есть соответствующие контракты. Поэтому в первом полугодии 2008-го объемы лизинга торгового оборудования взлетят в разы.
— А в чем состоит ваш «секрет успеха», чем обусловлены такие большие объемы бизнеса?
— Мы всегда ставим перед собой четкие задачи и готовы бороться за рынок. Наша компания является универсальной и занимается лизингом всего — от легковых машин до объектов недвижимости. На нашем оборудовании работают железная дорога, компания «МТС«, на наших автобусах ездит город. Даже у службы скорой помощи — наши машины. Дочерняя компания «СЛК-авто» занимает лидирующие позиции в области автолизинга — как легкового, так грузового. В остальных отраслях лизинга наша задача — тоже выйти на лидирующие позиции.
— Дмитрий Олегович, отразился ли на деятельности вашей компании кризис ликвидности, который сейчас наблюдается на всем финансовом секторе?
— В этой ситуации мы как компания, которая не принадлежит ни одному из банков, имеем некоторые преимущества. Мы работаем с 20 банками, при этом у нас отличная кредитная история. Даже если какие-то банки стали более осторожны с финансированием, мы всегда найдем другие, готовые выделить нам средства. Мы более мобильны в этом плане, чем компании, аффилированные с банками, мы опираемся на источники финансирования как местных, так и московских кредитных организаций. В этом году мы даже расширяем сотрудничество с некоторыми банками. Они работают с нами как с партнерами, у нас одинаковое понимание не только финансирования и того, как оно должно происходить, но даже в плане подготовки документов и т. п. Поэтому и им, и нам легко сотрудничать.
— А с учетом того, что некоторые банки ужесточили требования к клиентам по кредитованию, к вам «пошли» те клиенты, которым отказали банкиры?
— Действительно, клиенты стали к нам приходить из банков. Как и при любом колебании рынка возникает некоторая паника. Но это было не так долго. Радует, что у нас наблюдается хорошая динамика по всем филиалам. Не только в сфере востребованности лизинговых услуг, а в том, что клиент понимает, что это только колебания ликвидности на рынке, и он готов по-прежнему работать с нами по тому или иному проекту.
— Расскажите, как ваша компания старается нивелировать риски, которые неизбежно возникают на рынке лизинга.
— Вы правы, риск в лизинге есть всегда. Это, в частности, риск невозврата. Поэтому сегодня анализ рисков лизингополучателей стоит во главе угла нашей деятельности. Но 70% нашего лизингового портфеля — это постоянные проверенные клиенты. Понятно, что, сохраняя такую долю, мы снижаем наши риски. Риск неплатежей на сегодня практически равен нулю. Я не буду говорить, что нам никто не задерживает платежи — задерживают, но ненадолго. С новыми клиентами мы, конечно, тоже работаем. При этом понимаем, что на рынке сегодня есть колебания ликвидности, что от финансового риска не застрахована ни одна компания, тем не менее на выплатах лизингополучателей это обычно не отражается.
— А можете вы назвать самые крупные сделки за этот год?
— Их было достаточно много, и перечислять все, конечно, нет смысла. Из самого запоминающегося можно отметить финансирование поставки железнодорожного транспорта: тепловозов, железнодорожных вагонов. Топ-20 крупнейших лизинговых компаний в России как раз лидирует в этом сегменте, поэтому мы тоже не отстаем. Можно выделить поставку из Германии роторной буровой установки, а также бетоносмесительных заводов, спецтехники и оборудования для ремонта и обслуживания нефтяных скважин. Крупная сделка была у нас и на юге России в Волгограде: благодаря нашим услугам компания оборудовала три зала кинотеатра.
Нами поставлено на сумму более 500 млн рублей дорожной техники в Забайкалье на строительство федеральной трассы Чита-Хабаровск. Это федеральный проект, и для нас большая честь в нем участвовать.
— На ваш взгляд, какие сегменты лизинга будут популярны в ближайшие годы?
— На первую половину года мы прогнозируем рост в сфере лизинга торгового оборудования. Сейчас очень много средств выделяется на дорожное строительство, а большинство техники в этой отрасли морально устарело, поэтому мы прогнозируем рост лизинга техники дорожного оборудования. В связи с высокими темпами развития строительства можно ожидать роста лизинга и строительной техники. Лизинг для строителей — это вообще самый оптимальный вариант финансирования. Они как компании не очень красивые в финансовом плане, не очень прозрачные, имеют маленькие возможности для кредитования, а лизинг для них — хороший продукт. На Алтае мы ждем развития лизинга техники для сельского хозяйства. Пока на этом рынке немного игроков, с которыми можно сотрудничать, но они появляются и это радует.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о планах развития вашей компании.
— Один из основных пунктов нашей стратегии развития — это региональная экспансия.
Мы планируем и дальше открывать филиалы в Восточной Сибири. Будем развиваться дальше и на Алтае, в северной части Сибирского региона.
Сейчас мы готовимся к выходу на открытые рынки капитала с ценными бумагами, в связи с этим переходим на МСФО.
В 2008 году мы также ждем удвоения нашего портфеля. Хотя понимаем, что раньше прирастать в разы было гораздо легче. Когда объемы миллионные — это одно, а когда миллиардные, как сейчас у нас, — это совсем другое. Но мы будем стараться.